Феномен униформы

Феномен униформы

Унифо́рма (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный») – одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика в общественности. Униформа символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации (по материалам Википедии).

     За этим сухим определением скрывается огромная область взаимодействия и общения людей, как внутри организации, так и в ее внешних контактах. Ведь феномен униформы в том, что униформа не только спецодежда, не только внешний вид, не только реклама. По мнению авторитетных исследователей в этой области, профессоров Anat Rafaeli и Michael G. Pratt униформа – это символьный язык, инструмент, закладывающий основы взаимодействия и общения между людьми.

     Человек в униформе – это человек при исполнении служебных обязанностей. Это понятно и ему самому и окружающим. Это первый шаг на пути к контакту.

     Сотрудник в униформе уже обращается к клиенту, еще не произнеся ни слова, одним своим видом. Как впрочем, и вид сотрудника без униформы тоже многое говорит клиенту.

     Но униформа обращается и к самому сотруднику. С единообразным внешним видом сотрудник принимает и обязательства поведения по единому стандарту, как внутри организации, так и в контактах с ее клиентами.

     «Встречают по одежке». И то послание, которое несет в себе внешний вид униформы, может иметь самые разнообразные имиджевые смыслы. Например: строгий и деловой или непринужденный; легкий и беззаботный или профессиональный и квалифицированный; яркий и веселый или скромный и функциональный; статусный или демократичный; и т.д. Для разных целей – разные слова.

     Униформа коммерческих организаций должна быть такой, чтобы решалась двуединая задача коммуникации:

  • нужно чтобы внешний вид униформы способствовал желанию клиента вступить в контакт с сотрудником и с компанией;
  • а сотрудник в униформе ощущал себя так, настраивался на такой стиль поведения, который предполагает политика компании.